Внутри останков сверхновой 1987 года "увидели" нейтронную звезду

Внутри останков сверхновой 1987 года "увидели" нейтронную звезду. Фото: aboutspacejornal.net.

Микроволновая обсерватория ALMA получила первые свидетельства того, что в раскаленных останках сверхновой 1987 года, которая находится в галактике Большое Магелланово облако, скрывается новорожденная нейтронная звезда.

Две статьи с описанием этого открытия опубликовал Astrophysical Journal (1, 2), передает tass.ru

"Мы были очень удивлены, что открыли теплое и очень плотное скопление из пыли в центральной части SN1987A. Его высокая температура говорила о том, что внутри облака есть некий объект, который нагревает пыль и заставляет ее светиться. По этой причине мы предположили, что внутри него скрывается нейтронная звезда", – прокомментировала результаты работы Микако Мацуура, один из авторов исследования, астрофизик из Кардиффского университета (Великобритания).

В феврале 1987 года Земли достиг свет от вспышки сверхновой, которая произошла на окраине туманности Тарантул в Большом Магеллановом облаке. Астрономы назвали ее SN1987A. Эта вспышка стала одной из первых сверхновых, за рождением которой ученые смогли проследить практически с самого начала ее взрыва.

Благодаря наблюдениям за SN1987A ученые впервые узнали, что происходит с останками сверхновой на разных этапах ее развития и проследить за распадом нестабильных элементов в ее газовопылевом "саване".

Несмотря на огромное количество информации, которую ученые получили в ходе этих наблюдений, астрономы почти ничего не знают о том, как расширяются остатки SN1987A и что точно скрывается внутри нее. Опираясь на вспышку нейтрино, которую зафиксировали в момент взрыва сверхновой, большинство астрофизиков предполагает, что внутри нее "прячется" нейтронная звезда. Однако до недавнего времени у ученых не было прямых доказательств этого.

Наблюдая с помощью мироковолнового телескопа ALMA за тем, как ведет себя пыль внутри остатков SN1987A, Мацуура и ее коллеги получили первые свидетельства такого рода. Этот прибор может следить за движением даже самых холодных и небольших частиц материи в далеких уголках космоса. Благодаря ему астрономы составили своеобразную "карту" остатков сверхновой.