По словам министра финансов Вероники Сирецану, это связано с тем, что в августе 2022 года Молдову перевели из разряда «развивающихся стран» на более высокий уровень, передает agora.md
"Мы больше не африканская страна. Идея в том, что мы в определенный момент, в августе 2022 года, перешли на другой уровень. Мы стали страной в более развитой категории, имеющей более ускоренное развитие, но тем самым для нас закрылись почти все грантовые фонды, которые существуют в мире.
Да, это имеет свою цену. Потому что с одной стороны вы становитесь более привлекательной страной для инвестиций, более интересной, у вас есть определенная зрелость, другой имидж с точки зрения торговли на разных международных биржах для привлечения более дешевого капитала. Но автоматически изымаются те привилегии, те дотации, из которых фактически пополнялся наш бюджет", - пояснила Сирецану ходе программы "Rezoomat".
Она отметила, что прошлый год все еще был исключением. Тогда внешние доноры и партнеры по развитию, такие как Европейский Союз, США и Всемирный банк, предоставляли деньги стране для преодоления энергетического кризиса, и во многих случаях речь идет о грантах.
В то же время министр заявила, что на данный момент уровень долга Республики Молдова составляет 43% по сравнению со средним показателем и европейской рекомендацией 60%. Она также подчеркнула, что заемные средства не используются для выплаты заработной платы и пенсии.
"Как вы считаете, рационально ли использовать кредиты для этой прибавки - для прибавки к пенсии? С экономической точки зрения это абсолютно нерационально. Вы не можете занять деньги или получить деньги из грантов. Однако у нас их нет, у нас не так много грантов. (...) На экономическом уровне мы компенсируем 70-80% своих потребностей, остальное - это деньги, которые берутся взаймы", - заключила глава Минфина.