Чиновник отметил, что "70% экспорта идет в ЕС", сообщает zdg.md со ссылкой но G4media.
"Гагаузия и Приднестровье являются составной частью нашей страны, и мы говорим не о Приднестровье, а о районах левобережья Днестра, и речь идет не о Гагаузии, а о Комратском, Вулканештском, Чадыр-Лунгском районах.
И эти регионы, как и остальная часть Молдовы, все больше интегрируются в Европейский Союз. С левого берега Днестра 70% экспорта идет в ЕС. Таким образом, тамошние предприниматели все больше видят преимущества интеграции в Европейский Союз. Ситуация в Комрате, Чадыр-Лунге, Вулканештах такая же, поэтому в целом экономика массово ориентирована на ЕС. И это моя любимая история о Республике Молдова.
Как быстро все изменилось. Всего 15 лет назад у нас была масштабная торговля, ориентированная на Россию и СНГ. 70% торговли Молдовы в 2008 году приходилось на Россию и СНГ. Те же денежные переводы имели происхождение преимущественно из СНГ, из России. А тут прошло всего 15 лет, и мы переориентировали нашу экономику на 180 градусов, а это означает тектоническую трансформацию нашей экономики", - говорит вице-премьер.
В то же время Алайба говорит, что "нелегко понять", почему, несмотря на описанную им экономическую реальность, лидеры Гагаузии и Приднестровья по-прежнему смотрят на Москву.
"Речь идет о личных предпочтениях. И не очень мудро со стороны политического лидера не реагировать на нужды народа и экономики. В данном случае, когда ты видишь, откуда берутся выгоды, ты должен это учитывать", — сказал Алайба.
Министра попросили объяснить, в чем причина экономической политики, породившей "напряжения" относительно введения таможенных пошлин для Приднестровского региона и поправки в законодательство, чтобы возврат НДС и акцизов осуществлялся из бюджета Гагаузской автономии.
"Речь идет о равенстве, которое мы должны обеспечить. Я не думаю, что мы могли бы отложить это, потому что нам нужен экономический скачок, ускорение экономического развития. Мы не можем позволить себе откладывать решения – даже если они сложны, они необходимы.
И речь идет не о какой-либо дискриминации, речь идет об обеспечении равенства всех игроков на рынке. Все должны быть равны перед законом, роль и миссия администрации – продвигать эту ценность, что и произошло в данном случае", – подчеркивает министр.